Изменения в земельном законодательстве с 2015 года
Exspertiza.ru

Юридический портал

Изменения в земельном законодательстве с 2015 года

Существенные изменения в земельное законодательство вступили в силу с 01.03.2015 г.

С 1 марта 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

К ключевым изменениям, вносимым Законом, можно отнести следующие:

1. Законом введена новая Глава V.1 ЗК РФ, устанавливающая исчерпывающий перечень случаев, когда предоставление земельных участков может производиться без проведения торгов:

– предоставление участка для комплексного освоения территории;

– участка, образованного в границах застроенной территории, лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории;

– земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, их собственникам;

– для возведения важных инфраструктурных объектов, индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов на основании распоряжений Правительства РФ или высших должностных лиц субъекта РФ при условии соответствия указанных проектов критериям, установленным Правительством РФ или законами субъектов РФ, соответственно, а также ряд других случаев.

1.2. Определена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления выставлять на торги, проводимые в форме аукционов, свободные земельные участки на основании заявлений граждан и юридических лиц, за исключением случаев, когда такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, ограничен в обороте и т.п.

1.2.1.Таким образом, любой потенциальный покупатель сможет приобрести у муниципалитета через электронные торги понравившийся ему свободный участок под застройку. Причем информацию о таких землях органы обязаны размещать на официальных сайтах. Также на основании заявления, поступившего от лица, желающего приобрести земельный участок, органы должны размещать в Интернете или прессе объявление о том, что участок выставлен на продажу. В случае появления нескольких потенциальных покупателей на землю, проводятся электронные торги. Начальная аукционная цена участка будет соответствовать его кадастровой стоимости.

2. Изменения коснулись также приватизации садовых и дачных участков. Ранее оформлять свои земельные участки в собственность могли только те члены садовых товариществ и кооперативов, которые вступили туда и получили свои земельные участки до 2001 года. Теперь, согласно закону, садоводы могут приватизировать свою землю независимо от того, когда они стали членами садовых объединений. Для оформления наделов необходимо заручиться решением общего собрания и с ним обратиться в орган местного самоуправления.

3. Законом предусмотрена возможность обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности. В соответствии с положениями новой Главы V.2 ЗК РФ такой обмен допускается, если земельный участок, находящийся в частной собственности:

  • изымается для государственных или муниципальных нужд;
  • в соответствии с документацией по планировке территории предназначен для размещения объекта социальной инфраструктуры, объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на нем уже расположены указанные объекты.

4. Изменен порядок установления сервитутов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности: предусмотрена возможность заключения соглашения об установлении сервитута при размещении линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка (ст. 39.23 ЗК).

4.1. Также новая редакция соответствующих положений ГК РФ позволяет устанавливать сервитут по соглашению с законным владельцем земли, а не только с ее собственником.

4.2. Определены случаи использования земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением предоставленных гражданам или юридическим лицам), на основании разрешений уполномоченного органа без прохождения процедуры их предоставления и установления сервитута. К таким случаям согласно введенной статье 39.33 ЗК РФ, среди прочего, отнесено проведение инженерных изысканий, капитальный или текущий ремонт линейного объекта и строительство временных или вспомогательных сооружений, размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством РФ.

Таким образом, малому бизнесу новый закон дает послабление при аренде земли. Для размещения нестационарных торговых объектов достаточно будет получить специальное разрешение у уполномоченного органа власти. Обеспечивать кадастровый учет земли и заключать договор аренды теперь не потребуется.

5.В кодексе появилось более десяти оснований для получения земли бесплатно, в том числе, отдельным категориям специалистов (эти категории еще должны быть установлены) и многодетным семьям (критерии предоставления также не уточнены). Задача определения участков возлагается на регионы.

6. В ГК РФ внесено дополнение в части оснований прекращения права собственности.

Согласно Закону объект незавершенного строительства подлежит отчуждению при прекращении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если он был предоставлен застройщику по результатам аукциона или без проведения торгов в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства, и строительство этого объекта так и не было завершено.

Таким образом, для владельцев объектов незавершенного строительства предусмотрена трехлетняя амнистия. Однако если объект так и не достраивается за указанное время, арендованный участок изымается по решению суда путем продажи с публичных торгов. Исключением будет являться случай, когда нарушение срока строительства связано с действиями либо бездействием органов или лиц, эксплуатирующих инженерно-технические сети, к которым должен быть подключен объект. Вырученные на торгах деньги выплачиваются собственнику объекта

7. Внесено изменение, касающееся распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена:

Органы местного самоуправления поселений, а не муниципальных районов, как это указано в действующей в настоящее время редакции ЗК РФ, получают право распоряжаться земельными участками, госсобственность на которые не разграничена, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.

Изменения, коснулись также вопросов порядка образования земельных участков; перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности; вопросов передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или собственность субъектов РФ, а также иных сфер.

Изменения в земельном законодательстве с 2015 года

С 2015 года в земельное законодательство были внесены большие изменения.

В настоящее время формирование земельных участков из земель государственной муниципальной собственности возможно на основании трех основных документов, это:

  • проект межевания территории;
  • документация по планировке;
  • схема расположения земельного участка.

В этом случае, нужно особо отметить, что формирование земельных участков под многоквартирными жилыми домами будет вызывать определенные сложности, в виду того, что такие участки формируются исключительно в соответствии с проектом межевания.

Но это требует, зачастую, больших затрат на проведение кадастровых работ и постановки на земельный учет этих земельных участков.

Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка.

Как приватизировать земельный участок без построек, читайте тут.

Важным изменением земельного законодательства является и то, что на сегодняшний день предоставление земельных участков в собственность для строительства зданий, строения сооружений, получить такой участок невозможно.

Его можно получить только в аренду. Вторым важным моментом является то, что законодатель закрепил определенный случай, когда граждане и юридические лица могут получить земельные участки бесплатно.

Это граждане, которые имеют трех и более детей, граждане, которые работают по определенным специальностям, которые утверждены постановлением правительства. Данный перечень довольно большой, все они закреплены в Земельном кодексе.

Кроме того, следует отметить такой важный момент, как вопрос, к которому подошли органы госвласти касательно объектов долгостроев.

На сегодняшний день муниципалитет может забрать этот недостроенный объект на основании решения суда. То есть если у гражданина на праве аренды находится земельный участок, либо у юрлица, данный объект не достроен по моменту окончания договора аренды, то при обращении в суд, администрация может изъять этот объект вместе с земельным участком и данный объект будет продан с торгов.

Однако тут есть исключения, те моменты, когда дается возможность застройщику закончить строительство. То есть один раз можно предоставить земельный участок для достройки этого объекта, но не более чем на 3 года.

Читать еще:  Земли сельхозназначения: можно ли строить дом

Кроме того, это предоставляется самому застройщику, и 3 года дается на застройку, если такой объект был все-таки реализован с торгов и право возникло у другого владельца этого земельного участка.

Кроме того, законодательством предусмотрены случаи, когда можно пользоваться участком без его предоставления. Например, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, для выполнения каких-то ремонтных работ на линейных объектах и т.д.

То есть в этом случае, размещение рекламных конструкций, например, осуществляется на основании определенной схемы, которую утверждает орган муниципальной власти.

Были внесены изменения в Гражданский кодекс

В ст. 222 Гражданского кодекса были внесены изменения касательно объектов самовольного строительства. Одним из важных моментов стало то, что на сегодняшний день органы муниципалитета могут осуществлять снос таких объектов в административном порядке.

Если раньше это можно было осуществить только на основании решения суда, то сегодня муниципалитет принимает решение о сносе самовольных объектов, если они расположены, например, на земельных участках, где проходят какие-то коммуникации, если они расположены на муниципальной земле, то есть муниципалитеты наделяются большей властью и вопросы о таких самовольных объектах будут решаться более быстрее.

Поэтому нужно подходить осторожно к возведению таких объектов, тем более на тех участках, которые вам не принадлежат.

В связи с большими изменениями в законодательстве, в том числе и земельном, у большинства граждан возникают в настоящее время определенные сложности по формированию земельных участков, потому что есть какие-то моменты, где можно получить участок бесплатно, хотя у нас сейчас, по общему правилу, получить участок можно только с торгов.

Но есть моменты, где предусмотрено получение таких участков бесплатно как в собственность, так и в аренду, и без проведения торгов, то есть есть такие категории.

Для помощи гражданам определиться, как они могут получить участок, в помощь при формировании земельных участков, особенно из муниципальной государственной собственности, специалисты очень плотно с этим работают и могут помочь решить эти вопросы.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Изменения в Земельном кодексе РФ, вступившие в силу 1 марта 2015 года

С 1 марта 2015 года земельное законодательство существенно изменилось. Изменения, предусмотренные Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» затронули вопросы предоставления земельных участков гражданам и организациям на правах аренды и собственности.

Упрощен и подробно урегулирован порядок предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам.

Гражданам и юридическим лицам больше не нужно подготавливать и согласовывать акт выбора земельного участка. Образование участка теперь проводят в соответствии с одним из трех документов:

  • – утвержденной схемой расположения земельного участка;
  • – проектом межевания территории;
  • – проектной документацией на лесной участок;

По общему правилу схему расположения земельного участка готовит и утверждает орган власти, ответственный за распоряжение участками. Но в случае, если участок расположен за пределами населенных пунктов, заинтересованные лица смогут сами подготовить такую схему.

После утверждения схемы расположения участка орган власти направляет её в орган кадастрового учета. Отказ в утверждении схемы возможен только по основаниям, установленным в законе. Благоприятным фактором является, то что предоставление земельного участка проходит процедуру предварительного согласования еще до постановки его на кадастровый учет.

Отказ в предварительном согласовании предоставления участка возможен только по основаниям, установленным в законе.

Если ранее гражданин или организация, сформировав земельный участок и поставив его на кадастровый учет своими силами и средствами, рисковала по разным основаниям получить отказ в предоставлении права на него, то теперь вопрос предоставления либо отказа в предоставлении будет решен на стадии согласования схемы. Еще один приятный момент заключается в том, что поставив участок на кадастровый учет по новым правилам – на основании утвержденной схемы, гражданин или организация закрепляет за собой возможность оформления права именно на этот объект.

Предоставлена возможность некоторым категориям граждан и организациям получить участок бесплатно.

Участок может быть предоставлен в собственность:

  • – лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории;
  • – религиозной организации, которая имеет в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения;
  • – гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему участка в безвозмездное пользование для личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства или крестьянско-фермерского хозяйства при определенных условиях (необходимо использовать участок в соответствии с разрешенным использованием и работать по одной из специальностей, список которых определяет субъект РФ);
  • – гражданам, имеющим трех и более детей, если закон субъекта РФ предусматривает предоставление участков в собственность бесплатно.

Установлено, что земельные участки предоставляются в собственность или аренду только на аукционе.

По общему правилу землю предоставляют только на торгах, а именно на аукционе. Kонкурс больше проводить не будут. Исключением из этого правила являются предоставления земельных участков:

  • – для комплексного освоения территории;
  • – для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства;
  • – участок, предназначенный для ведения сельскохозяйственного производства и переданный в аренду гражданину или юридическому лицу;
  • – участок, на котором расположено здание или сооружение (собственник постройки может оформить права на землю).

Арендовать земельные участки без проведения торгов могут:

  • – организации – для государственных и общественно полезных целей (размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов, комплексного освоения территории, выполнения международных обязательств РФ, размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения);
  • – собственники зданий, сооружений, которые расположены на этих земельных участках, собственники объектов незавершенного строительства, размещенных на участках (однократно и только для завершения строительства);
  • – граждане, которые имеют право на первоочередное или внеочередное предоставление земельного участка.

Урегулирован порядок обмена публичного земельного участка на участок, находящийся в частной собственности.

Обмен земельных участков возможен, когда частный участок:

  • – изымается для государственных или муниципальных нужд;
  • – предназначен для размещения объекта социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры или если такие объекты уже есть на земельном участке.

При обмене участков оформляют договор мены. Здания и сооружения, которые расположены на участках, также становятся предметом договора мены.

Арендаторы земельных участков лишены преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок

Теперь после истечения договора аренды заключить новый договор по общему правилу можно только на торгах. Без торгов новый договор аренды заключают:

  • – если участок был предоставлен без торгов;
  • – если договор аренды был заключен на аукционе и землю получил гражданин для ведения садоводства или дачного хозяйства.

В случае, если участок был предоставлен без торгов в связи с признанием аукциона несостоявшимся и если только один заявитель был признан участником аукциона новый договор аренды заключают на торгах.

Установлены предельные сроки договора аренды в зависимости от назначения использования участка.

В зависимости от назначения использования земельного участка договор можно заключить на определенный срок, а именно:

  • – для строительства или реконструкции зданий и сооружений – от трех до десяти лет;
  • – для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства – от трех до пяти лет;
  • – собственникам здания или сооружения – до 49 лет;
  • – для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства – до 20 лет;
  • – для огородничества – до трех лет.

Изменен порядок определения размера арендной платы за участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности

Читать еще:  Как получить почтовый адрес на земельный участок?

В связи с изменением порядка предоставления земель меняется и порядок определения размера арендной платы.

Теперь способ определения размера платы зависит от того, в каком порядке заключен договор аренды – на торгах или без них.

Когда договор заключают на торгах, арендную плату определяют по результатам аукциона.

Если договор заключают с лицом, которое подало единственную заявку на участие в аукционе, либо с единственным участником, размер платы должен соответствовать начальной цене предмета аукциона.

Когда договор заключают без торгов, арендную плату определяет:

  • – орган власти субъекта РФ – для земель, принадлежащих субъекту РФ, или земель, государственная собственность на которые не разграничена;
  • – орган местного самоуправления – для муниципальных земель.

При проведении торгов начальную цену устанавливают в размере:

  • – ежегодной арендной платы на основании рыночной оценки, или
  • – суммы не менее 1,5% кадастровой стоимости. Но только если результаты кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона, либо
  • – первого арендного платежа по результатам рыночной оценки, когда договор аренды заключают для комплексного освоения территории или дачного хозяйства.

Введен запрет на продажу государственных и муниципальных участков, разрешенным видом использования которых является строительство

По общему правилу земельный участок, находящийся в публичной собственности, можно получить для строительства только в аренду. Оформить в собственность его можно в отдельных случаях, прямо установленных Земельным кодексом РФ. В частности:

  • – если его предоставляют гражданину на аукционе для личного индивидуального строительства, личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства, для крестьянско-фермерского хозяйства;
  • – если для участка установлен порядок предоставления без торгов.

Установлен порядок предоставления земельных участков, на которых размещены объекты незавершенного строительства

Собственник объекта незавершенного строительства, чтобы закончить строительство, может один раз без торгов получить в аренду на три года участок под этим объектом. Но воспользоваться этим правом может:

  • – собственник объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • – собственник объекта незавершенного строительства, за исключением случая, указанного в предыдущем пункте, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

Кроме того, введено новое основание для прекращения права собственности. Так, допускается принудительное отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды публичного земельного участка (если строительство так и не было завершено в срок). В таком случае объект незавершенного строительства может быть изъят у собственника по решению суда и реализован на торгах. Средства, вырученные от продажи объекта, выплачиваются бывшему собственнику.

Участок не изымут, если собственник докажет, что нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием):

  • – органов государственной власти или местного самоуправления;
  • – лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым должен быть подключен (технологически присоединен) объект.

Предусмотрена возможность перераспределения публичных и частных земельных участков

Перераспределять публичные земельные участки и земли, которые находятся в частной собственности, допускается:

  • – в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии;
  • – в целях приведения границ участков в соответствие проекту межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы;
  • – для размещения объектов капитального строительства, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  • – в отношении земель, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства.

Также перераспределение публичных земель между собой возможно, если участки:

  • – не предоставлены гражданам, организациям, органам власти или местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, либо
  • – предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу или органу власти.

Изменен порядок установления сервитутов на публичных земельных участках

Соглашение об установлении сервитута можно заключить при следующих условиях:

  • – размещении линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений;
  • – проведении изыскательских работ;
  • – ведении работ, связанных с пользованием недрами.

Закон устанавливает, что при заключении соглашения об установлении сервитута на срок до трех лет допускается сервитут в отношении части земельного участка без проведения работ, кадастрового учета и регистрации обременения.

Также появилась возможность использовать публичные земельные участки без предоставления и установления сервитута для проведения инженерных изысканий, ремонта линейного объекта, строительства временных или вспомогательных сооружений, размещения рекламных конструкций, нестационарных торговых объектов, изучения недр, осуществления деятельности для сохранения традиционного образа жизни коренных народов. Основанием для использования публичного земельного участка будет разрешение уполномоченного органа.

Масштабные изменения земельного законодательства с 1 марта 2015 г. Выпуск 1/7

Мы напоминаем о вступлении в силу с 1 марта 2015 г. масштабных поправок в земельное законодательство. Они введены Федеральным законом от 23 июня 2014 г. №171-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – ФЗ № 171) и касаются в своей основной массе публичных земель, т.е. земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Однако косвенно они скажутся и на земельных участках, находящихся в частной собственности.

ФЗ № 171 представляет собой весьма объемный и сложный документ, который вносит изменения не только в Земельный кодекс РФ, но и Гражданский и Градостроительный кодексы, федеральные законы о государственном кадастре недвижимости и о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об обороте земель сельскохозяйственного назначения, о недрах и многие другие законодательные акты. При этом новый закон достаточно сложен для анализа, логика многих новелл пока не вполне понятна.

Новое законодательство безусловно скажется на текущих проектах, связанных, прежде всего, с приобретением публичных земель. Мы рекомендуем обратить особое внимание на статью 34 ФЗ № 171, в которой содержатся переходные положения. Например, в этой статье устанавливаются правила о том, как поступать в ситуациях изменения органа власти, уполномоченного на распоряжение публичными землями, корректировки видов разрешенного использования земельных участков с учетом Классификатора, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540, и т.п.

Отметим, что важную роль в реализации ФЗ № 171 будут играть подзаконные акты, принятые на уровне Правительства РФ и Минэкономразвития России, а также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Можно ожидать, что значительная часть этих нормативных правовых актов будет принята в течение первого полугодия 2015 г.

В течение января-февраля 2015 г. мы проинформируем вас о наиболее важных с нашей точки зрения изменениях законодательства, в частности, направим сообщения на следующие темы:

· Изменения в публичной собственности на землю

· Изменения в системе приобретения прав на публичные земли

· Использование публичных земель без предоставления земельных участков и установления сервитута

· Сервитут в отношении публичных земельных участков

· Предоставление земельных участков по новому законодательству

· Новые возможности в связи с перераспределением земельных участков

· Изменения в режиме использования арендованных публичных земель

Читать еще:  Как найти незанятый земельный участок?

В этом сообщении речь пойдет об изменениях в публичной собственности на землю. Прежде всего, отметим, что с принципиальной точки зрения ее структура не изменилась: земли по-прежнему будут находиться в неразграниченной и разграниченной собственности, основания для разграничения государственной собственности не корректировались.

В то же время в Земельный кодекс РФ вводится новая глава V.5 (ст.ст. 39.30-39.32), которая устанавливает дополнительные основания для безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в региональную и муниципальную собственность. Муниципальные образования и субъекты федерации могут рассчитывать, в основном, на участки, право собственности на которые возникло у Российской Федерации без достаточных оснований, а также на неэффективно используемые федеральные земли.

Существенные изменения коснутся полномочий по распоряжению землями, находящимися в неразграниченной государственной собственности. От муниципальных районов они перейдут городским и сельским поселениям при условии, что в последних утверждены правила землепользования и застройки (ст. 3.3. Федерального закона от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). Городские округа продолжат распоряжаться землями, находящимися в неразграниченной государственной собственности и расположенными на их территории. Однако необходимо иметь в виду, что федеральные законы от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ и от 29 декабря 2014 г. №485-ФЗ позволяют субъектам федерации своими законами перераспределять полномочия между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта федерации, в том числе в части распоряжения неразграниченными землями.

Закон урегулировал ситуации, в которых процедура приобретения земельного участка (например, по предварительному согласованию места размещения объекта или через аукцион) началась до 1 марта 2015 г., а заканчивается после этой даты. Основной принцип таков: завершает процедуру тот орган власти, который ее начал. Например, если решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято муниципальным районом 15 февраля 2015 г., а с 1 марта 2015 г. в силу закона участком распоряжается городское поселение, то решение о предоставлении будет принимать все равно муниципальный район.

Напомним также о том, что уже введен в действие новый институт передачи полномочий по распоряжению землями, находящимися в государственной неразграниченной собственности, Росимуществу/Федеральному фонду содействия развитию жилищного строительства (ст. 3.4 Федерального закона от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). Декларируемая цель заключается в оказании муниципальным образованиям профессиональной помощи, так как доходы от распоряжения Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства неразграниченными землями все равно поступают в местные бюджеты.

В Земельном кодексе с 2015 г. вступят в силу нормы, получившие название «земельной реформы»

В Земельном кодексе с 1 января 2015 г., а затем с 1 марта 2015 г. вступят в силу либо новые, либо существенно уточненные нормы, получившие название «земельной реформы».

1. Охрана земель

2. Земли сельскохозяйственного назначения

3. Земельный контроль

4. Определение земельного участка

5. Образование земельных участков

  • проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ;
  • проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
  • утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (допускается при отсутствии утвержденного проекта межевания территории).

Однако, образование некоторых земельных участков может осуществляться только в соответствии с утвержденным проектом межевания территории:

  • из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;
  • из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;
  • в границах территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии;
  • в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;
  • для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения (ст. 11.3).

При образовании земельного участка необходимо будет учитывать дополнительное требование, в соответствии с которым не допустимо образовать земельный участок, если его границы пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (п. 7 ст. 11.9).

6. Раздел земельного участка

Ранее раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства, осуществлялся лицом, с которым заключен соответствующий договор аренды земельного участка. В настоящее время законодатель предусматривает комплексное освоение земельного участка без указания цели «жилищное строительство», при этом должен быть заключен договор о комплексном освоении территории в отношении такого земельного участка, в соответствии с проектом межевания территории.

Принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в ст. 11.4 Земельного кодекса включен п.7, устанавливающий, что при разделе земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, органы власти обязаны в течение одного месяца со дня поступления заявления принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. Приводится исчерпывающий перечень необходимых для данной процедуры документов (подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в ЕГРП).

7. Новое понятие «схема расположения земельного участка или участков на кадастровом плане территорий»

Схема участка утверждается решением исполнительного органа власти, в котором обязательно указываются:

  • площадь земельного участка;
  • его адрес или иное описание местоположения земельного участка;
  • кадастровый номер, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости; территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
  • категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.

Решение об утверждении схемы расположения земельного участка действует два года (ст. 11.10).

8. Передача земельных участков

9. Существенное условие договора аренды

10. Ограничение оборотоспособности земельных участков

11. Запрет отчуждения сооружения на земельном участке

12. Предоставление земельных участков

Будут введены новые главы (v.2, v.3, v.4, v.5), регулирующие обмен указанных земельных участков на земельный участок, находящийся в частной собственности, а также порядок заключения договора мены такого участка. Указываются основания для установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Подробно регулируется порядок заключения соглашение об установлении сервитута.

В отдельной главе (глава v.4) вводятся основания и порядок перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности. Согласно новым нормам перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории.

В качестве случаев и оснований для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута (введены главой V.6) названы следующие:

  • проведение инженерных изысканий;
  • капитальный или текущий ремонт линейного объекта; строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
  • размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций и т.д.

13. Обязанности собственников земельных участков по их использованию

14. Прекращение аренды земельного участка

15. Меняются качественные характеристики мониторинга земель

Изменятся формы мониторинга, которые будут зависеть не от наблюдаемой территории, а от целей наблюдения (мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель), его результаты после систематизации станут общедоступными.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector