Может ли управляющая компания повысить тарифы?
Exspertiza.ru

Юридический портал

Может ли управляющая компания повысить тарифы?

ВС РФ признал законной индексацию платы по договору управления МКД “на инфляцию” без решения общего собрания собственников

dimdimich / Depositphotos.com

Арбитражные суды признали за управляющей МКД организацией право ежегодно повышать размер платы за содержание и ремонт жилья на индекс потребительских цен в РФ на ЖКУ без проведения общего собрания собственников (далее также – ОСС), если возможность такой индексации установлена договором управления; и отменили предписание ГЖИ о перерасчете платы (без учета индекса). Верховный Суд Российской Федерации отказался пересматривать указанные постановления (Определение ВС РФ от 25 декабря 2018 г. № 301-КГ18-22044).

Орган жилнадзора исходил из того, что размер платы за содержание и ремонт был определен общим собранием собственников в 2011 году и с тех пор – собранием же – не менялся. При этом договор управления на случай, если ОСС не примет нового решения об утверждения платы, предусматривал вполне определенный механизм индексации установленной ранее платы на индекс потребительских цен в РФ на жилищно-коммунальные услуги. Однако, по мнению жилнадзора, УК все равно не вправе была в одностороннем порядке индексировать размер платы за содержание и ремонт. (отметим, что данная правовая позиция чрезвычайно широко представлена в судебной практике, например, определение ВС РФ от 24 декабря 2018 г. № 308-КГ18-21774, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 февраля 2018 г. № Ф01-6500/17, постановление АС Волго-Вятского округа от 13 июля 2018 г. № Ф01-2620/18, постановление АС Волго-Вятского округа от 3 августа 2018 г. № Ф01-2809/18, постановление АС Северо-Западного округа от 13 сентября 2018 г. № Ф07-9776/18 и другие).

Однако здесь суды сочли, что увеличение УК размера платы за содержание и ремонт на основании договоров управления при отсутствии решения ОСС помещений об изменении такой платы – в рассматриваемом случае – не нарушает требований действующего законодательства:

  • плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем таковое в соответствии с требованиями законодательства, а её размер, согласно ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса, определяется на общем собрании собственников помещений в МКД, с учетом предложений управляющей организации, и устанавливается на срок не менее чем один год;
  • при этом согласно п. 3 ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса РФ в договоре управления МКД должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
  • отсюда следует, что фиксированная стоимость размера платы за содержание и ремонт указывается в договоре только на момент заключения договора. При этом такая фиксированная стоимость может применяться не менее одного года, но в соответствии с указанной в договоре управления формулировкой порядка (методикой) определения (расчета) стоимости стоимость может индексироваться – при наличии указанных в договоре оснований, в частности, например, учитывая уровень инфляции;
  • собственники помещений МКД, приняв подобное решение и заключив договор управления, фактически определили порядок дальнейшего изменения (увеличения) платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД с учетом ежегодной индексации на индекс потребительских цен в РФ на жилищно-коммунальные услуги в случае отсутствия решения собственников помещений об утверждении размера платы за содержание жилых помещений МКД;
  • индекс потребительских цен в РФ на ЖКУ, на который УК применительно к рассматриваемым обстоятельствам увеличивала размер платы за содержание и ремонт, официально публикуется в общем доступе на официальном сайте Росстата. Следовательно, каждый собственник помещений в МКД имеет возможность самостоятельно проверить размер платы за содержание и ремонт общего имущества МКД с учетом процента темпа роста инфляции;
  • значит, применяемый управляющей компанией в рассматриваемом случае расчет платы является ясным и понятным, не требующим каких-либо специальных познаний;
  • наконец, указал суд, наличие в договоре управления МКД условия об индексации размера платы не лишает собственников помещений права на утверждение размера этой платы на последующий период на ОСС, с учетом предложений УК.

Кроме того, суды прислушались к мнению муниципалитета (часть квартир в спорном МКД находится в муниципальной собственности), который – в качестве собственника помещений –подтвердил обоснованность применения УК предусмотренного договорами управления ежегодно расчета размера платы.

ВС РФ, рассмотрев кассационную жалобу органа жилнадзора, указал, что собственники – приняв соответствующее решение ОСС, оформленное протоколом, и заключив договор управления с такими условиями – фактически определили порядок дальнейшего изменения (увеличения) платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД с учетом ежегодной индексации. Установление размера платы в таком порядке не требует принятия собственниками дополнительного решения по данному вопросу.

Итог: в пересмотре судебных актов по делу в Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ было отказано.

Отметим, что это первое определение ВС РФ в поддержку возможности УК индексировать размер платы без решения ОСС, если возможность установлена договором управления. Более того, совсем недавно ВС РФ вновь пришел к противоположному выводу (определение от 11 января 2019 г. № 309-КГ18-23161). Напомним, что Минстрой России признает за управляющими МКД организациями право на индексацию размера платы, если соответствующая оговорка есть в договоре управления.

Имеет ли право управляющая компания повышать тариф на содержание жилья?

Определение оплаты за проведение ремонтных работ и содержание помещений, предназначенных для проживания, выполняется с учетом статьи 156 Жилищного кодекса РФ. Плата по содержанию определяется в объеме, который гарантирует должный уровень содержания имущества, относящегося к общему в многоквартирном доме, в порядке, обозначенном статьями 45-48 Жилищного кодекса РФ.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Имеет ли право УК поднимать плату за содержание жилья

Множество жильцов, получив квитанции, обращают внимание на увеличение тарифов по услугам, связанным с содержанием жилья и текущим ремонтом. Компании, уполномоченные на управление домом, данное положение объясняют просто – правительство подняло тарифы по коммунальным услугам.

Но насколько законно действуют УК, повышая цены на коммунальные услуги, основываясь на правительственном постановлении?

Давайте обратимся к Жилищному кодексу РФ (пункту 4 статьи 154). В структуру оплаты за коммунальные услуги входит оплата за ХВС/ГВС, водоотведение, газо-, электроснабжение (вместе с предоставлением баллонного газа бытового назначения). Сюда же включено отопление (вместе с поставкой твердых топливных элементов, если отопление печное).

Утверждение тарифа на содержание и ремонт жилья: ЖК РФ.

Может ли управляющая компания повысить тарифы, читайте тут.

В пункте 7 статьи 156 Кодекса установлено, что объем оплаты по содержанию и проведению ремонта жилых помещений, размещенных в многоквартирных домах, где имеются товарищества владельцев, жилищный кооператив или же специальный кооператив потребительского направления, должен быть определен на общем сборе владельцев помещений, размещенных в подобном доме, проводящемся в порядке, который установлен ст. ст. 45-48 действующего Кодекса. Плата по услугам ремонта/содержания помещений в доме должна быть определена, учитывая предложения УК, на период от одного года.

Лишь у совета, созданного в МКД, есть полномочия по принятию решений, касающихся пересмотра тарифов на указанные услуги и прочие расходные статьи, фигурирующие в общем содержании общедомового имущества.

А сейчас просто полюбопытствуйте в УК, на каких основаниях была поднята оплата по содержанию и текущему ремонту. Также у вас есть право истребования копии запротоколированного общего собрания владельцев, где принималось такое решение.

Получив протокол, спросите у владельцев соседних квартир, кто давал разрешение на увеличение оплаты за услуги содержания жилья/текущего ремонта. Конечно, управляющая компания может в рамках рекомендации предложить определенный уровень тарифа, однако, никак не установить его единолично, без ведома жильцов.

УК при проведении общего собрания владельцев помещений, необходимо в полной мере обосновать изменения в плате за содержание жилья. В пункте 2 статьи 157 сказано, что УК не имеет права установления тарифов на предоставляемые коммунальные услуги.

В данном пункте говорится о том, что расчет объема оплаты за коммунальные услуги, предусматриваемые ч. 3 ст. 154 Кодекса, производится по тарифам, устанавливаемым органами государственной власти субъектов РФ, в порядке, определяемым законом.

Государственные полномочия по определению тарифов, обозначенных данной частью, могут делегироваться ОМС в соответствии с порядком, предусматриваемым законодательством РФ.

И ни одного упоминания о том, что УК имеет право самостоятельного установления тарифов. В соответствии с ЖК РФ, владельцы жилых помещений и совет, созданный в МКД, относятся к основе власти в отношении проведения текущего ремонта/содержания жилья.

УК относится к наемным работникам, и именно жильцам принадлежит право определения условий, при соблюдении которых УК могут работать.

Читать еще:  Кадастровая карта Новосибирска

Сейчас ситуация несколько изменилась. Все складывается таким образом, что именно жильцы прислушиваются к требованиям УК, а не наоборот. Конечно, это можно изменить, то только жильцы должны проявить здесь инициативу. Следует поинтересоваться насчет протоколов собраний и принятых на них решений.

Истребуйте соглашение между УК и жильцами. Кроме того, у жильцов есть полное право требования от УК отчетности по затраченным финансам – ведь вы интересуетесь тем, на что потрачены ваши деньги.

Жильцы вправе получить услуги надлежащего качества и контролировать использование вносимых за услуги средств. Всегда нужно знать, кому производится оплата и за что именно.

Что входит в содержание жилья

Каждый месяц нам приходят квитанции для оплаты ЖК услуг, но много ли потребителей хотя бы раз задали вопрос: что может подразумевать под собой пункт, обозначенный в документе под «оплатой за содержание жилья».

Российское законодательство говорит нам о том, что начисление по оплате за содержание жилья происходит при соблюдении положений Жилищного кодекса РФ. Это обозначение упоминается в статье 154.

В структуру оплаты должна быть включена стоимость, начисляемая за содержание и ремонт (капитальный/текущий) в многоквартирном доме. Если в пункте ремонта, проводимого в жилом доме, все предельно ясно, то при упоминании управления/содержания дома, возникает масса вопросов, по крайней мере, у простого жильца.

Какие виды работ включены в структуру услуги содержания имущества, размещенного в МКД:

  • Проведение осмотра имущества в доме представителями организаций, которые являются ответственными за обеспечение безопасности жизни/здоровья проживающих в многоквартирном доме лиц, учитывая пункт 13 статьи 154 Жилищного кодекса РФ;
  • Организация освещения во всех расположенных в жилом доме общеиспользуемых помещениях;
  • Проведение уборки, а также гигиенических и санитарных мероприятий в помещениях общей эксплуатации, и на территориях, прилегающих непосредственно к жилому дому, входящих в структуру имущества для общего использования;
  • Контроль температурного уровня и нормы влажности, установленных в общих помещениях с учетом законодательных правил и норм;
  • Обеспечение норм, связанных с пожарной безопасностью в жилом многоквартирном доме;
  • Контроль и обеспечение своевременности вывоза ТБО/ЖБО и прочих отходов с территории у дома (вместе с мусором, который накапливается в процессе занятия индивидуальным предпринимательством и деятельности организаций, чьи офисы располагаются в нежилых помещениях дома);
  • Сезонное использование объектов, относящихся к элементам благоустройства дома, входящих в структуру общедомового имущества (вместе с озеленением прилегающих к дому территорий);
  • Выполнение ремонтных работ (капитальных/текущих) в жилом доме.

Перечисленные пункты являются лишь основой структуры услуг, оказание которых жильцам, проживающим в многоквартирном доме, предусматривается такой статьей как «содержание жилья». Со всем списком услуг с указанием множества подпунктов можно ознакомиться, просмотрев статью 154 ЖК РФ.

Для того чтобы перечень оказываемых услуг приобрел юридическую полноту, необходимо составить протокол, с проставлением в нем подписей обеих сторон (документ должны подписать представители жильцов дома и конкретная УК).

Весь перечень тарифов по содержанию жилья должен согласовываться с владельцами жилых помещений в доме. Часто бывает так, что УК обходят законодательные требования, единолично устанавливая тарифы, не проводя при этом общих собраний жильцов.

У каждого владельца жилья в подобном доме есть полное право проверки тарифов, которые непосредственно формируют цены за оказываемые услуги.

К несчастью, переплаты по тарифам, дело довольно распространенное. Так, каждый из жильцов оплачивает ежемесячно суммы по услугам, которые на самом деле не предоставляются совсем или предоставляются, но не полностью.

Если окажется, что общее собрание владельцев помещений не было проведено, то следует взять на себя инициативу организации срочного созыва собственников. УК не может выразить отказ от законодательно предусмотренного проведения собраний, инициированных жильцами.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Повышение тарифа на содержание и ремонт жилья в 2019 году

Не каждый жилец многоквартирного дома во время оплаты счетов углубляется в особенности такого пункта, как «содержание и текущий ремонт здания». В общем смысле эта категория подразумевает устранение неполадок, что мешают комфортному проживанию. Также в нее включается проведение всех необходимых ремонтных работ, которые осуществляются с целью поддержания надлежащего внешнего вида всех общих помещений. Каждый владелец обладает законным правом предоставления ему информации о тарифах, значение которые повысится в 2019 году.

Имеет ли право управляющая компания повышать тариф на содержание жилья?

Управляющая компания обязуется следить за общим состоянием помещений в многоквартирном доме, предотвращать износ имущества и, в случае необходимости, проводить соответствующие данной конкретной ситуации ремонтные работы. Также представители организации ответственны за выполнение регулярных санитарных проверок на протяжении всего эксплуатационного периода. Полный перечень услуг с их особенностями содержится в «Методическом пособии по ремонту и содержанию жилфонда».

Управляющая компания не имеет законного права самостоятельно изменять какие бы то ни было тарифы на содержание жилья. Оплата за содержание здания устанавливается в размере, который утвержден требованиями законодательства.

Также в соответствии со статьей №156 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение предложений по регулированию расценок на коммунальные услуги находится в компетенции общего собрания собственников здания. Любые изменения в тарифах либо дополнительные платежи, которые управляющая компания вводит без одобрения общего собрания собственников квартир, рассматриваются как нарушение закона. В такой ситуации необходимо обратиться в муниципальную жилищную инспекцию и прокуратуру. До вынесения окончательных решений данных органов жильцы могут попросту не вносить плату сверх утвержденного ранее тарифа.

С 1 января 2019 года тарифы на квартплату будут меняться дважды. Первый раз — в январе, второй — в июле. Причина внезапного и досрочного повышения объясняется увеличением ставки налога на добавленную стоимость в России. Закон о повышении НДС с 18 до 20 процентов был подписан президентом Путиным в августе 2018 года. В отсутствии дополнительных инфляционных факторов это подразумевает увеличение стоимости большинства товаров и услуг в стране на 1,7%.

Считается, что в настоящее время тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства обоснованы, и цены на них не являются коммерческими. После повышения НДС у поставщиков коммунальных услуг также возникли сложности с уплатой налога, так как денег на оплату НДС по повышенной ставке попросту не хватало. По этой причине управляющие компании и поставщики услуг света, газа и тепла обратились с просьбой пересчитать и тарифы ЖКХ. Результатом стало повышение тарифа на содержание и ремонт жилья в 2019 году.

В январе 2019 года все тарифы ЖКХ во всех регионах России повышаются на один и тот же процент — 1,7%. Никакой дифференциации не предусмотрено, что и понятно в силу специфики этого повышения. Январская индексация направлена только на компенсацию разницы ставки налога на добавленную стоимость. С 1 июля будущего года тарифы дополнительно проиндексируют еще на 2,4%. Это средний по стране процент, таблица по регионам разнится и выглядит намного сложнее.

Порядок установления тарифа на содержание и ремонт жилья

Расценки денежных средств на содержание и ремонт общего имущества жильцов проводятся с учетом размера площади, которую занимает каждый собственник. Доля каждого владельца будет равна процентному отношению от общего метража всех имеющихся на содержании управляющей компании помещений. В зависимости от установленных стандартов по каждой конкретной квартире начисление платежа производится с помощью перемножения указанной доли на тарифную ставку. Итоги арифметических действий подобного рода являются суммой оплаты в квитанции.

Расчетами занимаются представители управляющей компании. Жителям квартир следует заранее внимательно изучить все пункты и особенности соглашения, чтобы знать, на что уходят их деньги. В 2019 году стоимость содержания общего имущества в многоквартирном доме будет определяться в первую очередь перечнем и периодичностью ремонтных работ.

Для планирования себестоимости работ и услуг управляющие компании руководствуются следующими нормативно-правовыми актами:

  • Рекомендации по нормированию труда работников, которые заняты содержанием и ремонтом жилищного фонда (Утверждены Приказом Госстроя РФ от 09 декабря 1999 года под № 139);
  • Методические рекомендации финансового обоснования тарифов по содержанию и ремонтным работам в жилищном фонде (Утверждены Приказом Госстроя РФ от 28 декабря 2000 года под № 303);
  • Рекомендации относительно нормирования материальных ресурсов по содержанию и ремонтным работам в жилищном фонде (Утверждены Приказом Госстроя РФ от 22 августа 2000 года под № 191).

Огромное количество управляющих организаций считают необходимым для себя планировать конкретные виды и объемы работ, объявляя при этом только общий размер платежа. При подобных обстоятельствах выходит, что сособственники многоквартирного дома не в состоянии полноценно проконтролировать расходы. В условиях неустановленной периодичности совершения конкретных ремонтных работ очень сложно придерживаться установленных на определенные затраты норм.

Читать еще:  Как вернуть подаренное имущество обратно дарителю?

Для формирования тарифного плана управляющей компании необходимы технико-экономическая информация о здании. Чем детальнее будут предоставленные данные, тем более точным получится итоговый тарифный план. В интересах собственников и жильцов МКД обеспечить представителей управляющей компании точными материалами, ведь в противном случае при расчетах будут использованы примерные, зачастую сильно увеличенные показатели.

Как рассчитать тариф?

При расчете тарифа учитываются ресурсы, которые уходят на содержание здания. Это электроэнергия на освещение подъездов и фасадов домов, уборка придомовой территории и подъездов, покраска стен, текущий ремонт и прочие расходы на поддержание дома в хорошем состоянии.

Процент индексации не зависит от места жительства или особенностей коммунальной услуги. Для вычисления текущего тарифа необходимо умножить действующий на сегодня план на 1,017 или прибавить на калькуляторе 1,7% от суммы.

Например, за один кубометр холодной воды жители Москвы платили 38,06 рублей, после индексации 2019 года эта сумма выросла до 38,70 рублей. Если в 2018 году киловатт электричества в столичном доме стоил 5,38 рублей, то в 2019 году он увеличится до 5,47 рублей. Раньше отопление в столице стоило 2279,95 рублей за 1 ГКал тепла, новый тариф изменил данную сумму до 2318,59 рублей.

Принцип подсчета всегда один и тот же. Можно взять любую коммунальную услугу в любом городе страны и легко выяснить ее стоимость с 1 января 2019 года, прибавив 1,7%. Можно поступить еще проще — вычислить общие расходы на коммунальные платежи и прибавить к ним необходимый процент.

Составляющие элементы платы за содержание и ремонт многоквартирного дома:

  • Финансовые средства, которые были потрачены на обслуживание общих помещений;
  • Штрафы за несвоевременную выплату земельных налогов на содержание и ремонт инженерных коммуникаций;
  • Поддержание санитарных норм в общих помещениях и на территории придомового участка;
  • Оплата труда сотрудников управляющей компании и подрядных организаций;
  • Содержание информационных баз данных и иных вспомогательных систем, которые позволяют систематизировать и хранить все материалы, связанные с проведенными работами.

Размер регулирования или изменения тарифного плана, который предлагает управляющая многоквартирного дома, должен иметь обоснования. Его предназначение в обеспечении рентабельности организации. При условии, что управляющая компания лишь выходит на рынок управления жилищным фондом, для нее довольно важно сформировать наиболее оптимальный план по себестоимости работ, что по факту означает составление смет.

Как оспорить повышение тарифа на содержание жилья УК?

Оплата за содержание и ремонт в многоквартирном жилом помещении считается результатом соглашения между сторонами управления МКД. Представители управляющей компании не имеют права в одностороннем порядке, то есть не обсудив это с собственниками здания, заниматься установлением или изменением тарифов. Данные требования закреплены в положениях Постановления ФАС СЗО от 17 декабря 2009 года по делу № А66-5611/2009.

В соответствии с пунктом 7 статьи №156 Жилищного законодательства, владельцы квартир имеют право сами регулировать предложенные управляющей компанией тарифные ставки на предоставляемые услуги. Как хозяин помещения в многоквартирном доме, любой человек вправе инициировать общее собрание собственников с целью изменения тарифа на содержание. Это приоритет, которым каждый жилец имеет право пользоваться на законных основаниях.

На собрании жильцов может быть произведено самостоятельное вычисление предварительных расчетов. При выявлении явных завышений платежей и требований уплаты тех услуг, которые так и не были предоставлены управляющей компанией, жильцы и собственники многоквартирного дома имеют право потребовать новую тарификацию. На этом основании устанавливаются поправки к существующему договору на оказание услуг, и управляющая компания обязуется изменить оплату.

Собственники должны понимать, что тарифы нельзя сменить в любой момент – они будут действовать в течение года, и только по окончанию отчетного периода могут быть внесены поправки по новым платежам. Когда жильцы сталкиваются с фактом завышения со стороны управляющей компании цен на тарифы, необходимо обратиться к представителям УК с заявлением о перерасчете коммунальных платежей. Управляющая компания обязана рассмотреть предоставленное заявление и принять решение. Когда признается факт ошибки со стороны УК, ответ будет положительным. Лишние финансовые средства будут возвращены либо перечислены в счет будущих платежей. Заявление составляется в двух экземплярах. Также его можно отправить заказным письмом с описью о вложении.

Когда ответ от управляющей компании является отрицательным, жильцам следует написать заявление с жалобой в жилищную инспекцию. Вместе с жалобой необходимо приложить все заключенные соглашения, а также доказать сам факт обращения в УК. В качестве доказательства выступает уведомление о получении письма или завизированный секретарем управляющей компании второй экземпляр заявления в том случае, если заявление вручалось лично.

Представители жилищной инспекции должны будут провести проверку. Если факт нарушения будет подтвержден, то управляющей компании придется выплатить значительный штраф. Если Жилищная инспекция будет бездействовать, то собственникам придется обратиться в прокуратуру или суд.

При обращении в суд или прокуратуру будет лучше все действия фиксировать документально. При обращении следует оперировать полезными пунктами в законодательстве. Все тексты должны быть предельно точными и не иметь эмоциональной окраски.

Утверждение тарифа на содержание и ремонт жилья ЖК РФ, на общем собрании

Expert Последние изменения: февраль, 2020 ЖКХ 0 595 Время чтения: 3 мин.

Жители многоквартирных зданий часто интересуются, может ли управляющая компания повышать тарифы. Расценки обслуживающей организации устанавливаются с тем расчетом, чтобы гарантированно обеспечить потребителям ЖКХ-услуг надлежащий уровень содержания общего имущества, имеющего непосредственное отношение к конкретному многоквартирному зданию. Порядок такого содержания строго регламентируется определенными положениями ЖК РФ, а именно – статьями 45-48 данного документа.

Услугой содержания жилплощади подразумеваются следующие работы, регулярно осуществляемые управляющей компанией:

  1. Осмотр и обследование имущества, расположенного в многоквартирном здании, представителями структур, отвечающих за безопасность жителей дома.
  2. Обеспечение исправного освещения для всех общих помещений многоквартирного здания.
  3. Уборка в помещениях общего назначения и на придомовых территориях.
  4. Контроль соблюдения законодательно установленных норм по уровню температуры и влажности.
  5. Обеспечение противопожарной безопасности согласно действующим правилам (для здания).
  6. Обеспечение своевременного вывоза всевозможного мусора. Контроль данного процесса.
  7. Благоустройство объектов, относящихся к общему имуществу жителей дома (в том числе – озеленение придомовых территорий).
  8. Осуществление ремонта в многоквартирном здании.

Чтобы юридически закрепить (оформить) список ЖКХ-услуг, предоставляемых конкретной управляющей компанией, следует подготовить соответствующий протокол, подписанный обеими сторонами договорных отношений. Бумага подписывается уполномоченными представителями конкретной обслуживающей организации и сообщества жителей дома.

Вправе ли обслуживающая организация поднимать свои расценки

Регулярно получая платежные квитанции, счета от своей управляющей компании, владельцы квартир нередко вынуждены констатировать факты повышения расценок за определенные услуги – содержание и текущий ремонт жилого здания. Обслуживающие организации обычно объясняют данную меру очередным увеличением ЖКХ-тарифов, инициированным официальными властями. Возникает резонный вопрос – вправе ли обслуживающие организации поднимать собственные расценки, ссылаясь на правительственные нормативно-правовые акты? И вообще, к чьей компетенции относится утверждение тарифа на содержание и ремонт жилья?

Правилами статьи 156, прописанной в ЖК РФ, регламентируется определение платы за содержание-ремонт жилых объектов, расположенных в многоквартирном здании, на всеобщем собрании обладателей квартир конкретного дома. Порядок проведения такого собрания предусматривается нормами ЖК РФ для многоквартирных зданий, в которых имеется жилищный кооператив (ЖК), товарищество владельцев (ТВ) или, как вариант, потребительский кооператив (ПК).

Расценки за обслуживание, в рамках которого управляющая компания должна содержать жилые объекты и своевременно выполнять их текущий ремонт, устанавливаются на период, продолжительность которого составляет минимум 1 (один) год. При этом учитываются пожелания уполномоченной управляющей компании, оказывающей по договору соответствующие услуги жильцам многоквартирного здания.

Кто может пересматривать установленные тарифы

Пересматривать данные тарифы вправе лишь совет многоквартирного здания, специально созданный жильцами и официально обладающий соответствующими полномочиями. Такая общественная структура может принимать решения, касающиеся изменения расценок за ЖКХ-услуги, связанные с деятельностью по эксплуатации и содержанию имущества, пребывающего в законной собственности всех жителей конкретного дома.

Кроме того, владелец жилплощади вправе затребовать у руководства обслуживающей организации копии протоколов, составленных по итогам проведения общего сбора жильцов, на котором по закону могло быть принято подобное решение.

Получив соответствующий документ (протокол), внимательно ознакомившись с его содержанием, собственник жилья в многоквартирном здании вправе поинтересоваться у соседей – предоставляли ли они личное согласие на повышение платы, которая регулярно взимается управляющей компанией за содержание жилплощади и её ремонт. Безусловно, обслуживающая организация, уполномоченная жильцами многоквартирного здания, имеет право предложить свой тариф, сделав это исключительно в порядке рекомендации. Однако она не вправе устанавливать данную плату единолично – без разрешения потребителей (жильцов).

Нормами ЖК РФ четко установлено отсутствие у обслуживающей организации права на самостоятельное определение расценок за предоставляемые ЖКХ-услуги. Этот момент регламентируется статьей 157 данного законодательного акта. Кроме того, этой же нормой предусматривается, что определение платы за конкретные ЖКХ-услуги осуществляется согласно тарифам, регламентированным официальными органами власти отдельных субъектов РФ, порядку, предусмотренному законом. Конкретные полномочия государственных органов в сфере установления тарифов для ЖКХ-услуг, обозначенных ЖК РФ (статья 154), могут передаваться муниципалитетам согласно нормам действующего законодательства.

Читать еще:  Выписка из ГКН

Как собственники квартир могут отстаивать свои интересы

Очевидно, что действующее законодательство не предусматривает возможность самостоятельного определения расценок управляющими компаниями. Полномочия, позволяющие принимать соответствующие решения для услуг содержания-ремонта жилья, предоставляются нормами ЖК РФ непосредственно собственникам квартир и совету многоквартирного здания. По сути, обслуживающая организация относится к категории наемных работников. Владельцы жилья вправе определять условия работы для обслуживающих организаций.

Следует отметить, однако, что сегодня взаимоотношения между собственниками квартир и управляющими компаниями, уполномоченными обслуживать конкретные многоквартирные здания, складываются несколько иначе, нежели так, как это предусмотрено законодательством. Часто получается, что именно жители дома вынуждены соблюдать условия и требования, фактически навязываемые управляющими компаниями.

Изменить эту ситуацию могут исключительно сами жильцы, проявляя нужные инициативы:

  1. Рекомендуется регулярно запрашивать у руководства обслуживающих организаций протоколы общих собраний, на которых должны законно приниматься те или иные решения.
  2. Следует ознакомиться с соглашением, ранее заключенным между собственниками квартир определенного дома и конкретной управляющей компанией.
  3. Жильцы многоквартирного здания вправе требовать у обслуживающей организации финансовую отчетность, отражающую направления произведенных затрат. Владельцы жилплощади имеют законное право знать, куда расходуются их средства.
  4. Жители дома вправе требовать у обслуживающей структуры предоставления конкретных ЖКХ-услуг, полностью удовлетворяющих стандартам надлежащего качества.

Может ли управляющая компания сама поднять плату за текущее содержание жилья?

Рассказываем, что делать, если УК выставила больший счёт за обслуживание общедомового имущества, ссылаясь на повышение муниципального тарифа.

– На двери подъезда появилось объявление от управляющей компании о проведении общедомового собрания. Главный вопрос: повышение платы за текущее содержание общедомового имущества в связи с повышение муниципального тарифа. Жильцы дома хотят массово проигнорировать собрание. Но не получится ли так, что если собрание не состоится, управляющая компания автоматически переведёт нас на дорогой муниципальный тариф?

Что такое муниципальный тариф?

Как поясняет специалист в сфере ЖКХ, руководитель АНО «ЖКХ-Эксперт» Андрей Воробьев, муниципальный тариф устанавливается только в определенных случаях:

  • Для небольших домов до 30 квартир, если собственники решили заниматься обслуживанием своего дома сами, без управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК и когда они на общем собрании не установили размер платы за текущее содержание жилья ( ч. 4 ст. 158 ЖК РФ и п. 36 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
  • Для многоквартирных домов, жильцы которых вообще не определились, кто же будет управлять их домом. Например, застройщик сдал дом, а участники долевого строительства еще не определились с управляющей компанией, так как не все собственники еще заехали в квартиры. При этом дом находится в эксплуатации. Кто будет обслуживать дом: заниматься уборкой подъездов, чистить снег, отвечать за работу лифта? Если в течение трех месяцев у жилого дома не появляется обслуживающей организации, администрация города должна провести конкурс и выбрать УК, которая будет управлять этим домом. В этом случае выбранная УК будет заниматься текущим содержанием дома на основе муниципального тарифа (ч. 3 ст. 156 ЖК РФ).

В Кирове количество домов и той, и другой категории, по оценкам Андрея Воробьева, составляет около 10% от общего числа жилых домов в городе. Если учесть, что в Кирове 4000 домов, то под новый муниципальный тариф подпадает примерно 400 домов.

Почему вырос муниципальный тариф?

На сколько вырос муниципальный тариф?

Прежний муниципальный тариф действовал в Кирове с 2014 года. С 1 июня 2018 года его повысили почти на четверть, в зависимости от категории дома. В абсолютных цифрах рост составил от 2 до 6 рублей за квадратный метр. И теперь плата составляет от 16 рублей с квадратного метра жилья (для многоквартирных домов, у которых нет мест общего пользования, но есть центральный водовод), до 53 рублей за квадратный метр (для домов с полным благоустройством, с лифтом и газовым оборудованием).

Кто устанавливает плату за текущее содержание?

Большинство кировчан ошибочно думают, что размер платы за текущее содержание жилья устанавливается государством в лице Региональной службы по тарифам или городских властей. Это не так.

– Если бы тариф устанавливался государством, нам бы просто пришли платежки с новыми цифрами. Но размер платы за текущее содержание дома устанавливается на общем собрании собственников дома, почему сейчас управляющие компании массово и инициируют такие собрания – говорит Андрей Воробьев.

Решение о плате за содержание жилья собственники должны принять на основании предложений управляющей компании, которая этим домом управляет. Это не фиксированная ставка, а именно согласованная плата, которая формируется на основании перечня работ, которые УК будет делать в течение года в доме. На собрании УК должна предоставить перечень работ в доме и их периодичность.

– Жильцы дома, согласовывая плату за текущее содержание жилья, должны понимать, сколько в данном тарифе плата за вывоз мусора, сколько пойдет на работу дворника, сколько на обслуживание лифта и уборку подъезда, – говорит Воробьев. – Сейчас большинство кирован вообще не понимают, на что идут их деньги, какие работы на них выполняются. Многие управляющие компании пользуются этим незнанием, ссылаются на рост муниципального тарифа и повышают тот уровень платы, который был утвержден жильцами на общедомовом собрании. Но хочу подчеркнуть, что если жильцы дома уже утвердили тариф на текущее содержание жилья, изменить его в одностороннем порядке УК не имеет законного права.

Собственникам дома нужно помнить, что если они со своей управляющей компанией не договорились о размере платы за обслуживание дома, то она и не имеет права заниматься этим обслуживанием. А договорились – значит размер платы обговорили, он известен и по жилищному законодательству он будет действовать в течение пяти лет. Все эти годы вы точно должны знать, сколько будете платить и за что. Если этот вопрос не урегулирован, то никакого управления дома быть не может.

Что делать, если УК повысила плату?

Если УК инициировала общедомовое собрание, на нём имеется кворум собственников жилья, и большинством голосов люди проголосовали за повышение платы за текущее содержание жилья, то всё законно. Если собственники проголосовали против повышения, увеличить плату в одностороннем порядке УК не имеет права. Если собственники проигнорировали собрание и на нем не было кворума, управляющая компания также не может изменить установленную ранее сумму.

Если управляющая компания проигнорировала ваше письмо, нужно обращаться в Государственную жилищную инспекцию Кировской области (Киров, ул. Дерендяева, 23). Обращение в ГЖИ можно направить почтой или написать в электронном виде через систему ГИС-ЖКХ на портале Госуслуг. Если помимо заявления о перерасчете, вы приложите ещё и письмо, которое направляли в УК и которое так и осталось без ответа, то вашу «управляйку» ждет штраф в 50% от разницы начислений по утвержденному собственниками и «придуманному» УК тарифу.

Как изменится плата за содержание общедомового имущества

С 1 января 2019 года в Кировской области появится новая коммунальная услуга – вывоз и утилизация отходов. За нее будет установлена отдельная плата. Сейчас расходы на вывоз мусора включены как раз в графу «Содержание общедомового имущества». Поэтому с 1 января 2019 года плата за содержание общедомового имущества должна уменьшиться соразмерно той величине, которая заложена на вывоз мусора сейчас . Для понимания, сегодня эта услуга для собственников стоит от 3 до 5 рублей за квадратный метр жилья. Например, с квартиры площадью 50 кв метров вывоз мусора обходится в 150-250 рублей. И на эту сумму с 1 января 2019 года плата за содержание общего имущества должна уменьшится.

Если сейчас ориентироваться на те 150 рублей с человека, которые пока называют как максимальную плату за вывоз отходов, то семья из трёх человек с нового года будет ежемесячно платить 450 рублей за вывоз мусора. Итого: 150 рублей из строки за текущее содержание должны убрать, зато появится новая квитанция за мусор, которая будет исходить не из квадратных метров, а из числа проживающих в квартире людей.

– Собственники должны уже сейчас начать заниматься контролем, насколько понизится их плата за содержание общего имущества, – настаивает Андрей Воробьев. – Для этого нужно письменно обратиться в свою УК, запросить договор той организации, которая занимается вывозом мусора. И посмотреть, какая сумма взимается с одного квадратного метра вашего жилья. И вот именно на эту сумму должна понизится плата с 1 января 2019 года.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector