ФЗ О государственной регистрации недвижимости
Exspertiza.ru

Юридический портал

ФЗ О государственной регистрации недвижимости

Федеральный закон № 218 ФЗ о государственной регистрации недвижимости

13 июля 2015 года в юридическую силу вступил Федеральный Закон № 218 фз о государственной регистрации недвижимости. Статьями документа утверждены условия и порядок выполнения процедуры госрегистрации прав собственности на объекты недвижимой собственности. 3 апреля 2018 года в действующий закон № 218 были внесены существенные изменения.

Новые правки распространяются на все факты государственной регистрации объектов, совершенные после 01.01.2017 года. А изменения, предусмотренные ст. 68 (компенсация за утрату прав) и ч. 4 ст. 66 (ответственность гос реестра) начинают действовать только с начала 2020 года.

Предисловие

Закон о государственной регистрации – шаг навстречу упрощенной процедуре реестра объектов. Основная задача документа – объединить в единую систему функцию кадастрового учета собственности, а также сведения о правах собственности на имущество.

ФЗ о регистрации недвижимости предусматривает необходимость формирования единого государственного реестра объектов недвижимой собственности (ЕГРН), в котором отображалась бы информация:

  • обо всех текущих владельцах собственности;
  • о прошлых собственниках;
  • о техническом состоянии (кадастр);
  • наличие обременений;
  • основания получения прав собственности на объект текущим владельцем имущества;
  • результаты последней оценки объекта, а также его кадастровая стоимость.

Обязанность ведения электронного архива ложится на плечи Росреестра.

Новое в законе № 218-ФЗ

В старой редакции федерального закона № 218 о регистрации недвижимости отображалось, что в ЕГРП должны вноситься сведения о каждом объекте отдельно. Даже если на территории одного земельного участка располагается несколько жилых (хозяйственных построек), информация вносится отдельно по каждому из них.

Внесенными правками была добавлена функция осуществлять государственную регистрацию таких объектов:

  • предприятия (одно сооружение или комплекс таковых, которые используются для осуществления предпринимательской деятельности);
  • единый недвижимый комплекс (расположенные на одном земельном участке объекты, объединенные между собой, а также линейные объекты, которые связаны воедино технически, например, трубопроводы).

Кроме того, изменения российского законодательства в сфере государственной регистрации объектов недвижимости, коснулись таких вопросов:

  • правила и порядок подачи заявлений;
  • временной период, который отводится для проведения процедур регистрации;
  • увеличение количества причин, позволяющих приостановить процедуру госрегистрации объектов;
  • порядок получения сведений физическими и юридическими лицами из электронного архива;
  • условия и основания оформления компенсации, если имущественные права были утрачены.

В целом новый федеральный закон о государственной регистрации недвижимости упрощает алгоритм оформления объекта, получения сведений о нем и проверке юридического статуса собственности.

Подача заявления

Настоящими положениями зафиксировано, что регистрировать сведения о кадастровых характеристиках объекта, а также его владельцах можно только на основании заявления, поданного заинтересованными лицами. К перечню таких участников относятся:

  • владелец или получатель земли, на которой планируется в будущем проведение строительных работ, начало строительство или уже завершено возведение отдельных объектов и их комплексов;
  • владельцы объектов, которые были существенно реструктурированы и изменены;
  • собственники построек, существование которых прекращается;
  • хозяин имущества, в отношении которого возникли финансовые и другие обременения;
  • кадастровые инженеры;
  • представители локальных органов власти.

Допускается привлечение к процедуре третьих лиц, действующих по нотариальной доверенности. Вверенные полномочия должны подтверждаться документально оригиналом такой доверенности.

Юрист широкого профиля. Специализируется на семейных вопросах, гражданском, уголовном и жилищном праве

Сроки кадастрового учета и госрегистрации прав

Ознакомиться с правилами исчисления сроков можно в статье 16 Федерального закона № 218-фз «О государственной регистрации недвижимости». Временные рамки, отведенные для выполнения процедуры, были сокращены. С января 2019г. начинают действовать новые правила. Регистрация должна быть выполнена на протяжении трех рабочих дней при таких обстоятельствах:

  • внесение информации о наложении обременений или ареста на собственность, исполняемая на основании решения суда (в рамках уголовного делопроизводства);
  • регистрация прав собственности на объекты, на основании имущественной сделки, утвержденной нотариусом (оформление дарения или распределения долевой собственности), но только при обращении участников непосредственно в Росреестр.

Пять суток отводится для регистрации сведений в следующих ситуациях:

  • инициация процедуры кадастрового учета, выполненная лично в Росреестре;
  • выполнение процедуры учета (кадастрового, собственников или сразу двоих) на основании вступившего в юридическую силу решения суда;
  • внесение информации о владельце собственности на основании двухстороннего соглашения, подтвержденного нотариально, если процедура инициирована через МФЦ;
  • регистрация имущества, приобретенного в ипотеку (заемщик обращается непосредственно в органы госрегистрации).
Читать еще:  Что считается местом открытия наследства?

Семь рабочих дней потребуется для выполнения процедуры:

  • заявление подается на внесение информации о новом собственнике объекта непосредственно в локальное подразделение Росреестра;
  • в отношении объектов, приобретенных по договору ипотечного кредитования, если заявление подано в многофункциональный центр;
  • необходимость проведения кадастрового учета собственности, если заявление направлено посредством МФЦ.

Девять рабочих дней необходимы Росреестру при таких обстоятельствах:

  • заявитель направил обращение через МФЦ с просьбой сменить сведения о владельце объекта.

Десять суток придется подождать, если физическим или юридическим лицом направляется ходатайство на одновременную регистрацию кадастровых сведений и информации о правах собственности на имущество. Но только когда обращение направлено непосредственно в Росреестр. Запрос проведения одновременно двух процедур, поданный через МФЦ, займет до 12 рабочих дней.

Приостановление кадастрового учета и госрегистрации прав

Закон о регистрации недвижимости с 1 января 2018 года будет вступать в действие и в вопросах временного приостановления процедуры кадастрового учета. По сравнению с предыдущей редакцией документа, новыми изменениями было добавлено четыре основания, позволяющих на ограниченный период времени запретить осуществление процедуры государственной регистрации. На сегодняшний день предусмотрено 55 законных причин, когда регистратор может отказать в проведении процедуры.

Ст. 26 ФЗ «О госрегистрации недвижимости» предусмотрены такие граничные сроки приостановления действий с собственностью:

  • один месяц, если в оговоренный срок регистратор не получил ответа на межведомственный запрос, без которого установить всю информацию об объекте не удается;
  • до завершения предварительной сделки с собственностью, если уже раньше была инициирована процедура регистрации прав собственности на объекты, но соглашение не было в полной мере исполнено;
  • при выполнении продажи по ипотеке, если стороны решают возникший конфликт в суде, то продолжение регистрации, возможно, только после того, как вступит в юридическую силу решение суда по результатам спора;
  • если объект является предметом залога или имеет другие обременения (например, арест), то продолжить процедуру получится только после получения исполнительного документа о снятии всех обременений;
  • один месяц при продаже доли жилья или отчуждении прав собственности на коммунальную квартиру (это срок отводится для того, чтобы другие совладельцы могли заявить свои претензии на имущество).

По всем другим вопросам установлен универсальный граничный срок действия запрета – три месяца.

Выписка из ЕГРН вместо свидетельства

ФЗ № 218-фз «О государственной регистрации недвижимости» также отменяет необходимость изготовления свидетельства о праве собственности на объект, как это было оговорено в предыдущей регистрации документа. Теперь после выполнения процедуры внесения сведений об имуществе и его владельцах в единую базу данных, собственники будут получать выписку из ЕГРН.

Удобно, что получить сведения из ЕГРН могут физические и юридические лица, воспользовавшиеся удаленными сервисами.

Условия выплаты компенсации за утрату права на жилое помещение

В статье 68 принятого ФЗ установлены основания, когда владелец собственности или предыдущий хозяин недвижимости может претендовать на одноразовую компенсацию. Это возможно при таких обстоятельствах:

  • подтверждена утрата прав собственности на объект;
  • спорное имущество является единственным жилым помещением гражданина;
  • причины утраты не зависят от самого лица.

Эта норма начинает действовать с начала 2020 года и распространяется только на те ситуации, которые подтверждены решением суда. То есть гражданин, утративший право на единственное жилье, направляет исковое заявление в мировой суд с просьбой подтвердить размер полученного ущерба и присвоить его выплату. Если иск удовлетворен, то гражданин получит одноразовую выплату, сумма которой не может превышать один миллион рублей.

Исходя из вышесказанного, предстоит выделить, что теперь гражданам не нужно обращаться в различные инстанции, чтобы зарегистрировать недвижимость и оформить права собственности на нее. С помощью одной выписки из ЕГРН можно узнать максимально полную информацию об объекте начиная от кадастровых характеристик, юридической чистоты (отсутствия обременений) и сведений о текущем хозяине. Это является дополнительным уровнем защиты интересов покупателей недвижимой собственности.

Что включает в себя закон о государственной регистрации недвижимости

Закон о государственной регистрации недвижимости № 218-ФЗ был принят 13 июля 2015 года (Закон), последние внесённые изменения, дополняющие его статьи, вступили в силу и применяются на территории страны со 2 января 2017 года. Коррекция статей Закона и его дополнения позволили упростить порядок обращения населения по вопросам, связанным с регистрацией собственных помещений и владений, а государству — разграничить ответственность структур по проведению учета и связанных с ним мероприятий.

Читать еще:  Образец дефектного акта на капремонт

Еденный государственный реестр недвижимости (ЕГРН) представляет собой базу информации обо всех действиях лиц, имеющих отношение к использованию земель и строений, их принадлежности и истории, сократив время на проведение соответствующих проверок при определении прав граждан.

Основные понятия

Федеральный закон о государственной регистрации недвижимости определяет порядок отношений при проведении регистрационных действий, связанных с учетом земель и строений, оформлении различного рода манипуляций с недвижимостью, проводимых физическими и юридическими (всех форм собственности) лицами. Определяет порядок присвоения кадастровых номеров, уникальных на всей территории Российской Федерации, используя возможности единого государственного реестра недвижимости. При этом определена необходимость внесения сведений не только о готовых сооружениях, но объектах, строительство которых не закончено. Неосвоенных земельных участках, квартирах, помещениях нежилого фонда, а так же объектах, перемещение которых может привести к необратимым катастрофическим последствиям.

Закон возлагает проведение такой работы на федеральные регистрационные органы исполнительной власти, обязанностью которых является (ст.3):

  • координация деятельности на местах, контрольные функции;
  • соблюдение положений о ведении ЕГРН;
  • подготовка, распространение методических материалов, обучение по линии основной деятельности.

Представители регистрационных органов на местах выполняют следующие функции:

  • принимают заявления от населения и юридических лиц с прилагаемыми правоустанавливающими документами, проводят проверку их подлинности, правильности оформления;
  • проверяют наличие ранее заявленных или зарегистрированных правовых притязаний на недвижимость;
  • при установлении документальной возможности и отсутствии противоречий осуществляют непосредственную регистрацию с помещением сведений в ЕГРН;
  • выдача населению документа установленного образца о присвоении кадастрового номера заявленному предмету недвижимости;
  • при обращении предоставляют справочную информацию в отношении имущественных объектов или земель из ЕГРН.

На регистрирующий орган возложена обязанность по регистрации прав на бесхозяйные объекты.

Кадастровый учет

Основанием для проведения кадастрового учета уполномоченными регистрационными органами является заявление лиц, связанное со следующими обстоятельствами (ст.14):

  • со стороны местных, федеральных органов – принятие документов об изменении распорядительного отношения к объектам имущества и недвижимости;
  • согласительные решения, закрепленные подписанием договоров на момент проведения имущественной сделки;
  • документы, свидетельствующие о том, что лицо правомочно наследовать землю или имущество;
  • решение органов судебной власти, которые вступили в силу;
  • документы (акты), свидетельствующие о приобретении права на заявленную землю или имущество;
  • предоставление карты территории, составленной структурой кадастровой службы, которая соответствует требованиям действующих законов;
  • создание (уничтожение) объектов учёта.

Кадастровый учет должен быть осуществлен с соблюдением сроков, предусмотренных требованиями Закона (ст.16).

  1. Трех рабочих дней при поступлении документов судебных инстанций о временном запрете правомочному владельцу проводить какие-либо манипуляции с землей или имуществом в связи с наложением ареста после проведения залоговых сделок. Этот срок предусмотрен и при представлении заверенных нотариусом документов о вступлении в наследование, а также свидетельствующих о приобретении части общего имущества семьи.
  2. Пять рабочих дней при представлении документов регистрирующими права органами, в том числе, касающимися взаимоотношений, связанных с оформлением ипотеки.
  3. Семь рабочих дней, если обращение и документы передаются в городские многофункциональные центры, том числе, касающиеся взаимоотношений, связанных с оформлением ипотеки.

Причины отказа в приеме заявления

Отказ в приеме обращения о регистрации прав и внесения информации о госрегистрации в ЕГРН может обосновываться следующими причинами (ст.27):

  • не представлены документы, удостоверяющие личность заявителя, а равно предоставляющего интересы поручителя лица;
  • обращение с приложением копий документов, направленных в регистрационные органы с использованием интернет — ресурсов, не отражает необходимой для проведения регистрационных действий информации, материалы имеют неточности или оформлены ненадлежащим образом;
  • не представляется возможность получить из представленных документов объективную информацию по причине обнаружения несоответствий, небрежного заполнения, исправлений текста документов, различных приписок к содержанию текстов, явных повреждений и подобного;
  • заявление не завизировано подписью собственника или уполномоченного им лица;
  • при отсутствии информации о проведении оплаты предусмотренной законом пошлины;
  • предварительная проверка по ЕГРН показала наличие обременения права на сделки с объектом, а также наличия заявления собственника о необходимости личного присутствия при каких – либо действиях в отношении его имущества.
Читать еще:  Можно ли унаследовать неприватизированную квартиру?

Ответственность регистрационных органов

Меры ответственности применяются в случае выявления фактов, связанных с некачественным выполнением обязанностей по регистрации прав, порядка ведения ЕГРН, в том числе (ст.65):

  • игнорирование требований или выполнения не в полном объеме возложенных на него обязанностей по соблюдению норм и правил осуществления государственного учета;
  • халатного отношения, повлекшего за собой уничтожение или некорректное содержание данных в ЕГРН;
  • за необоснованный отказ в проведении предусмотренных регистрационных действий, установленный и закрепленный решением судебных инстанций;
  • за необоснованный отказ в приеме заявления с приложением обязательных документов или возврат последних без должного рассмотрения;
  • за нарушение сроков проведения возложенной работы без предъявления заявителю исчерпывающей информации о причинах такой задержки;
  • за внесение в ЕГРН неправдивой информации или содержащей технические ошибки, в результате чего был нанесен ущерб имущественным интереса третьих лиц, которые руководствовались неверными сведениями при принятии коммерческих решений;
  • за неправомерный отказ в предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН.

Финансовая ответственность не наступает, если в ходе проверки установлены факты представления заявителями либо недействительных документов, либо таких документов, подлинность которых установить визуально или простыми способами не представлялось возможным.

Основные преимущества изменений и поправок

Существенно доработанный закон о регистрации недвижимости предоставил ряд дополнительных возможностей, упростивших процедуру реализации прав населения на регистрационные действии государства в отношении земли и имущества, в том числе:

  1. Организация ЕГРН позволила собрать в одну базу информацию о кадастровых действиях и документах, реестр прав, границ, учетных книг и другого, связанного с регистрационными действиями. Выписка из ЕГРН является основным свидетельством наличия прав на владение недвижимыми объектами.
  2. Для населения вопрос подачи документов в значительной степени упрощен. Возможно обращение в любой удобно расположенный территориальный центр, вне зависимости от положения недвижимости на карте страны. Причем документальные материалы могут быть представлены оригиналом и в копиях, на персональном приеме, адресоваться почтовой пересылкой, как в непосредственные органы, так и через многофункциональные городские центры. Допускается представление документальных материалов в цифровой форме, на интернет — ресурсы Росреестра или госуслуг.
  3. Учреждениям ограничено время для рассмотрения документальных материалов по существу и проведения регистрационных действий (ст.16).
  4. С учетом накопления информации в ЕГРН, населению и заинтересованным организациям предоставляется возможность по выписке отследить историю каждого земельного участка и имущественного объекта. Такая информация полезна для решения вопросов о ее коммерческом приобретении.
  5. Следует учитывать, что регистрация сведений о праве на землю и имущество в ЕГРН не исключает вероятности его оспаривания заинтересованными лицами. Таким образом, важно иметь фундаментальные основания для правовых действий и предполагать различные варианты течения событий.
  6. При возникновении обстоятельств невозможности рассмотрения вопроса по существу в результате отказа (задержки) в предоставлении необходимых документов из других ведомств, регистратор имеет право приостановить действия на трехмесячный срок. Если инициатива о приостановке исходит от заявителя, то срок может увеличиваться до полугода.
  7. Порядок получения компенсации лицом, которое в случае неправомерных действий или объективных причин утратило принадлежащие ему на праве собственности жилье, также описан законом и может составлять единовременную выплату в размере одного миллиона рублей.
  8. Важным представляется и тот факт, что закон рассматривает определение (ст.61) «реестровая ошибка», понимая под ней занесение неправдивых данных по вине лица, проводящего обследование местности (объектов) и составившего предусмотренные порядком оформления документы с некорректной информацией. При этом решение об устранении неточности принимается на уровне регистратора, ограничивая время на процедуру пятью днями.

Таким образом, закон о государственной регистрации недвижимости после внесения изменений предоставляет возможность гражданам сократить время для узаконивания своих прав на землю и другое недвижимое имущество, а государственным структурам — вести их строгий учет и контролировать законность проведенных сделок. База информации, формализация документов позволили координировать деятельность структур, причастных к действиям по регистрации земли и имущества, исключив ведомственные противоречия.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector